☰ МЕНЮ Купить ГАРАНТ Демо-доступ

Актуальные вопросы развития информационно-технического обеспечения отправления правосудия

4 апреля 2018

В настоящее время особо быстрыми темпами развивается процесс информатизации судебной системы, который является одним из главных направлений реформы судебной деятельности. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Гусев рассказал порталу ГАРАНТ.РУ об актуальных тенденциях развития информационно-технического обеспечения отправления правосудия на современном этапе.

Александр Владимирович, подводя итоги прошедшего 2017 года, расскажите, пожалуйста, о последних значимых результатах развития единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей за этот период и о ближайших планах на 2018 год?

Из наиболее значимых результатов 2017 года в первую очередь следует отметить, что с 1 января 2017 года граждане России впервые с помощью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» получили возможность подавать юридически значимые иски в электронном виде, а также получать из суда юридически значимые документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

С начала 2017 года по состоянию на середину ноября 2017 года гражданами на сайтах федеральных судов общей юрисдикции было активировано более 110 тыс. личных кабинетов с использованием общегосударственного сервиса Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), подано более 200 тыс. юридически значимых документов в электронном виде. Модернизирована подача исков в электронном виде и в федеральные арбитражные суды, с 2017 года подаваемые документы также стали юридически значимы. В обоих случаях с 2017 года заявитель посредством личных кабинетов, расположенных на официальном сайте суда в сети Интернет, может получить юридически значимое решение суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В качестве ближайшей перспективы рассматривается обеспечение технической возможности подачи документов в электронном виде для судебных участков мировых судей. Основная сложность здесь заключается в законодательном разграничении полномочий между Судебным департаментом и региональными органами исполнительной власти в вопросах нормативно-распорядительного и материально-технического обеспечения работы мировых судей. Судебным департаментом уже разработана концепция интеграции судебных участков мировых судей в единое информационное пространство ГАС «Правосудие», в настоящее время проходит апробация предложенных организационных подходов и отдельных программно-технических решений в ряде пилотных регионов.

Другим приоритетным направлением является обеспечение возможности электронного взаимодействия юридическими лицами как через официальные сайты судов через сервис личного кабинета юридического лица, так и с использованием Единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ).

Александр Владимирович, расскажите о результатах работы по обеспечению автоматизированного межведомственного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации с использованием СМЭВ? Что еще следует улучшать (совершенствовать) в этом направлении?

Работы по разработке и развитию сервисов СМЭВ активно ведутся.

На данный момент разработаны следующие сервисы межведомственного взаимодействия в электронном виде:

  • электронный сервис взаимодействия с ФССП России;
  • электронный сервис взаимодействия с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах;
  • электронный сервис взаимодействия с Росреестром. Вышеуказанные электронные сервисы проходят опытную эксплуатацию и готовятся к внедрению.

Также ведутся разработки новых сервисов СМЭВ:

  • электронный сервис взаимодействия с ФНС России;
  • электронный сервис предоставления сведений об исполнительных документах;
  • электронный сервис направления сведений о признании информации запрещенной к распространению в Роскомнадзор.

Судебным департаментом в целях эффективного взаимодействия в рамках реализации отдельных положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации«, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции«, Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению«, Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» заключено соглашение с ФНС России.

В результате заключения указанного соглашения Судебный департамент осуществляет взаимодействие с ФНС России по вопросам реализации положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в электронной форме с использованием СМЭВ.

Расскажите о том, как идет на данный момент апробация отечественных программных решений на основе бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом?

Пробуем отечественные решения на основе программного обеспечения с открытым кодом системы управления базами данных PostgreSQL в части модернизации интернет-сайтов федеральных судов.

Каковы перспективы развития системы ГАС «Правосудие» в части модулей взаимодействия с истцами и заявителями?

Для истцов и заявителей в части электронного правосудия в ближайшее время будут доступны такие сервисы, как информирование участников процессов об изменении статуса поданных обращений (заявления, ходатайства, жалобы) посредством рассылки уведомлений на электронную почту и SMS-сообщений на мобильные телефоны операторов сотовой связи Российской Федерации.

В личном кабинете заявителя будет реализована возможность расчета госпошлины при подаче исковых заявлений с возможностью формирования платежной квитанции по форме ПД-4, а также возможность электронной оплаты госпошлины.

Ведутся постоянные улучшения в части доработки сервиса для взаимодействия с истцами и заявителями.

Александр Владимирович, расскажите о работе по обеспечению возможности получения доступа к сервисам судебной системы Российской Федерации через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)?

Работы по выводу сервисов судебной системы Российской Федерации на ЕПГУ активно ведутся. Определены первые сервисы для вывода на ЕПГУ – это сервис «Получение информации о подсудности гражданских и административных дел судам» и сервис «Подача процессуальных документов в суд» (заявления, жалобы, представления, исковые заявления, административные исковые заявления и иные документы в электронном виде).

На заседании Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Минкомсвязи России дано поручение в срок до 1 декабря 2017 года внести в Правительство РФ проект изменений в федеральные законы, направленные на обеспечение возможности размещения информации о деятельности органов судебной власти Российской Федерации на ЕПГУ.

Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) субъекты права имеют возможность получить доступ к сервису «Электронное правосудие» в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» на сайте суда для дальнейшей подачи в суды общей юрисдикции документов в электронном виде по правилам, предусмотренным Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённым приказом Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 251Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным приказом Судебного департамента при ВС РФ от 28 декабря 2016 г. № 252.

Александр Владимирович, насколько, на Ваш взгляд, повысилась в последнее время доступность информации о деятельности судов?

На официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента в сети Интернет обеспечена постоянная (круглосуточная) доступность информации для пользователей, доработано программное обеспечение вышеперечисленных интернет-сайтов, поисковые механизмы для совершенствования доступа к получению информации.

На сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента внедрено специальное программное обеспечение «Счетчик обращений «Спутник» и выполнена регистрация в системе «Спутник Аналитика»; обеспечена поддержка рабочих мест пользователей в органах Судебного департамента, подключенных к закрытой части ресурса сетевого справочного телефонного узла (ССТУ.РФ), реализующих задачу предоставления информации о результатах рассмотрения обращений на ресурсе ССТУ.РФ.

Для реализации потребности граждан, общества в свободном доступе к информации, касающейся правосудия и деятельности судов, функционируют официальные сайты судов.

В настоящее время проведена значительная работа по технологическому совершенствованию работы арбитражных судов, в том числе и в вопросах функционирования сайтов арбитражных судов. На сайтах федеральных арбитражных судов размещен функционал всех используемых систем автоматизации судопроизводства, позволяющий фиксировать все события, сопровождающие прохождение судебного дела от его поступления до рассмотрения по существу. Обеспечена постоянная (круглосуточная) доступность информации, содержащейся на официальных сайтах. Совершенствуется программное обеспечение и информационное наполнение интернет-сайтов (версия для мобильных устройств), улучшаются поисковые механизмы.

Доступность информации обеспечивается также посредством предоставления, как участникам процесса, так и лицам, не являющимся лицами, участвующими в деле, права фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены процессуальным законодательством (письменная форма, аудиозапись, фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода судебного разбирательства), и создания судами равных условий для реализации такого права.

Кроме того, в целях обеспечения надлежащего доступа к правосудию в судах широко используются системы аудиозаписи судебных заседаний. Созданы условия для работы системы видеотрансляции судебных заседаний.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных задачах, стоящих перед Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и судами общей юрисдикции в настоящее время? Какие трудности возникают в процессе их реализации на практике?

Принятые 23 июня 2016 г. федеральные законы № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) и № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) поставили перед Судебным департаментом ряд задач, для решения которых необходимы большие финансовые затраты.

Наиболее острыми проблемами являются необходимость оборудования помещений для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в каждом из 2290 судов районного звена, а также недостаточность бюджетного финансирования на составление списков кандидатов в присяжные заседатели.

После вступления в силу названных федеральных законов ежегодно районными судами и гарнизонными военными судами с участием коллегии присяжных заседателей могут рассматриваться около 16–17 тысяч дел (среднее значение количества дел соответствующей категории за последние годы по данным статистической отчетности).

В связи с этим необходимо отметить, что независимо от фактического количества уголовных дел, которые будут рассматриваться районными судами и гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей, закон диктует необходимость создания надлежащих условий для рассмотрения указанной категории дел в каждом без исключения суде данного звена судебной системы.

Иной подход к решению указанного вопроса неизбежно повлечет нарушение конституционных гарантий, закрепленных в ст. 47 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, а обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Особенности порядка участия присяжных заседателей в отправлении правосудия, установленные процессуальным законодательством, должны строго соблюдаться при разработке и реализации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и помещений судов как при строительстве новых зданий судов, так и при проведении перепланировки, перепрофилировании (смены функционального назначения) существующих помещений.

Несоблюдение требований в том или ином суде содержит значительные риски нарушения уголовно-процессуального закона, что является безусловным основанием отмены судебного решения.

Изложенные обстоятельства диктуют необходимость оборудования в каждом районном суде и гарнизонном военном суде как минимум одного зала для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, для чего требуется дополнительное финансирование из федерального бюджета.

Данная позиция была обоснована Судебным департаментом еще на стадии подготовки и рассмотрения законопроекта о введении института присяжных заседателей в судах районного звена, однако Минфином России поддержана не была.

Учитывая сроки, установленные законодательством для введения суда присяжных в судах районного звена, объем работы по перепланировке помещений и созданию необходимых условий для рассмотрения указанной категории дел, отсутствие дополнительного финансирования, Судебный департамент вынужден был проводить эти работы в 2017 году в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на проведение капитального ремонта зданий судов.

Несмотря на отсутствие дополнительного финансирования на оборудование в районных судах и гарнизонных военных судах залов судебных заседаний для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, необходимые мероприятия по оборудованию в районных судах и гарнизонных военных судах помещений для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей проводятся во всех субъектах Российской Федерации. Осуществлены закупки и заключены государственные контракты на приобретение мебели, в том числе барьеров (кафедр) для присяжных заседателей.

По вопросу финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели (далее – переданные полномочия по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели) необходимо отметить следующее.

В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение переданных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

При этом согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) представления о необходимом для работы соответствующих судов субъекта Российской Федерации числе кандидатов в присяжные заседатели вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее – председатели областных и равных им судов).

Правовым основанием предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации является Федеральный закон № 113-ФЗ.

В ч. 15 ст. 5 Федерального закона № 113-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Порядок предоставления субвенций определен постановлением Правительства РФ от 23 мая 2005 г. № 320 «Об утверждении Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Правила финансового обеспечения).

Расчетная потребность субъекта РФ в субвенциях определяется в соответствии с Методикой распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских и сельских поселений на реализацию Федерального закона № 113-ФЗ.

В связи с принятием Федерального закона № 209-ФЗ перед Судебным департаментом стоит задача реализации положений данного Закона в части необходимости финансового обеспечения мероприятий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели для районных и гарнизонных военных судов.

К началу введения в районных судах института рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, предусмотренного положениями Федерального закона № 190-ФЗ, вступающими в силу с 1 июня 2018 г., должен быть реализован в полной мере весь комплекс мероприятий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели.

Федеральный закон № 209-ФЗ на законопроектной стадии в Судебный департамент не поступал. К разработке как самого проекта федерального закона, так и финансово-экономического обоснования к нему Судебный департамент привлечен не был. Оценка дополнительных расходов федерального бюджета на составление (изменение) списков кандидатов в присяжные заседатели произведена Судебным департаментом после принятия Федерального закона № 209-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 113-ФЗ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обязаны приступить к составлению новых списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований. В дальнейшем такие списки должны составляться каждые четыре года.

Судебным департаментом был осуществлен сбор информации о количестве кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для составления основных и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели для районных и гарнизонных военных судов.

В результате мероприятий по уточнению численности кандидатов в присяжные заседатели для районных и гарнизонных военных судов общая численность кандидатов составила 5 937 627 человек, вследствие чего размер субвенции на составление списков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации составил 799,9 млн. рублей, которые в течение 2017 года так и не были выделены из федерального бюджета.

В ходе формирования проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов вопрос о необходимости выделения бюджетных ассигнований на составление списков кандидатов в присяжные заседатели для районных и гарнизонных военных судов был вынесен Судебным департаментом на согласительное совещание в Минфин России, по итогам которого принято решение о выделении Судебному департаменту в 2018 году дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели в объеме 483,0 млн рублей.

Постановлением IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» определены основные задачи, стоящие перед Судебным департаментом, в отношении социальной защиты судей:

  • подготовка федерального закона об установлении нормативов финансирования на реализацию социальных гарантий, в том числе права судей, а также судей, пребывающих в почетной отставке, и членов их семей на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, санаторно-курортное лечение;
  • подготовка предложений по реализации социальных гарантий и финансированию, создание лечебно-санаторной базы судебной системы Российской Федерации;
  • выделение дополнительно в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» начиная с 2018 года, ежегодно в течении трех лет бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями судей и предоставление единовременной субсидии федеральным государственным гражданским служащим;
  • достойное пенсионное обеспечение судей, ушедших с должности судьи до вступления в силу Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации«;
  • пенсионное обеспечение судей, не приобретших право на назначение ежемесячного пожизненного содержания.
  • устранение законодательной неурегулированности вопроса обеспечения судей жилыми помещениями.

Одним из направлений реформирования судебной системы является использование в судах общей юрисдикции современных информационных технологий. Скажите, пожалуйста, какие практические шаги в этом направлении сделаны за последнее время (1 – 2 года)?

Ключевым трендом в вопросах современных информационных технологий в федеральных судах является использование мобильных, портальных и «облачных» технологий с учетом приоритета импортозамещения и обеспечения требований к информационной безопасности. Продолжаются работы по созданию (развитию) Центра обработки данных (ЦОД) ГАС «Правосудие», обеспечивается создание единой защищенной сети связи в рамках единого информационного пространства судебной системы на основе отечественных сертифицированных программно-аппаратных решений, создаются консолидированные (централизованных) хранилища данных на основе СУБД с открытым кодом.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, о планах Судебного департамента по дальнейшей модернизации программно-аппаратной среды, а также о внедрении современной инженерной инфраструктуры на базе развивающихся «облачных» технологий? Какие шаги в этом направлении сейчас Вами осуществляются? Какие проекты реализуются на данном этапе?

В настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» завершаются создание и опытная эксплуатация центра обработки данных Государственной автоматизированной системы «Правосудие» для формирования «облачной» информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов. В составе создаваемого на базе дата-центра Ростелекома ЦОДа предусмотрены современные аппаратные и программные решения, которые позволят в дальнейшем сформировать пул ресурсов на основе «облачных» технологий с возможностью их распределения в соответствии с нуждами пользователей.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие принципиально новые меры и действия сегодня осуществляются Судебным департаментом в развитии механизмов сквозного юридически значимого электронного документооборота?

В целях законодательной регламентации и нормативного закрепления порядка функционирования ГАС «Правосудие», определения четкой терминологии, используемой в процессе развития, модернизации и эксплуатации ГАС «Правосудие», закрепления правового статуса юридически значимой информации, обрабатываемой ГАС «Правосудие», Судебным департаментом разработан проект федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие». Проект 4 октября 2017 г. одобрен Президиумом Совета судей Российской Федерации и направлен в ВС РФ с просьбой обратиться в Госдуму Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

Как Вы оцениваете финансовую составляющую, которую государство сегодня выделяет на обеспечение деятельности судей? Как обстоят дела в данном вопросе в других субъектах?

Ст. 124 Конституции РФ установлено, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей.

Названная норма конкретизирована в ст. 2 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 30-ФЗ): уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

При этом, как следует из вышеназванного Федерального закона, финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

А из ст. 5 Федерального закона № 30-ФЗ следует, что Правительство РФ при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Учитывая вышеназванные положения законодательства Российской Федерации, реализация всех мероприятий, связанных с уменьшением размера бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на обеспечение деятельности судов, возможна только с согласия либо Всероссийского съезда судей, либо Совета судей Российской Федерации.

Таким образом размер бюджета Судебного департамента защищен от сокращения на законодательном уровне.

Несмотря на вышеназванные положения законодательства, Правительством РФ принято решение о сокращении в 2018 – 2020 годах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» (далее – федеральная целевая программа).

Бюджетные ассигнования на реализацию в 2018 – 2020 годах федеральной целевой программы сохранены на уровне расходов 2016 года, что меньше объемов, предусмотренных на соответствующий год паспортом федеральной целевой программы:

  • в 2018 году – на 1 206 960 тыс. руб.;
  • в 2019 году – на 1 811 370 тыс. руб.;
  • в 2020 году – на 2 476 770 тыс. руб..

Объем бюджетных ассигнований, предусматриваемый ежегодно в федеральном бюджете Судебному департаменту, к сожалению, не позволяет обеспечить должным образом все направления деятельности, относящиеся к полномочиям Судебного департамента.

В связи с этим при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Судебным департаментом ежегодно готовятся и направляются в Минфин России предложения о необходимости дополнительного финансового обеспечения целого ряда направлений деятельности.

Так при подготовке проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Судебным департаментом в Минфин России направлены предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 41 412 507,4 тыс. руб. дополнительно к предельным объемам 2018 года, 38 615 377,6 тыс. руб. дополнительно к предельным объемам 2019 года и 39 543 411,6 млн. руб. дополнительно к предельным объемам 2020 года по следующим направлениям расходов.

Негативная ситуация с недостаточностью средств федерального бюджета усугубляется практикой принятия новых нормативных правовых актов Российской Федерации без соответствующего финансового обеспечения.

Так, повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2016 г. до 6 204 руб. в месяц и с 1 июля 2016 г. до 7 500 руб. в месяц, осуществленное в условиях отсутствия финансового обеспечения, привело к дефициту фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и обслуживающего персонала в объеме 601,4 млн. руб., покрытие которого мы вынуждены обеспечивать за счет отвлечения бюджетных ассигнований с других направлений деятельности, в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в нашем бюджете на содержание и капитальный ремонт зданий, приобретение основных средств, а также на подписку и закупку юридической литературы для федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.

Федеральные законы № 190-ФЗ и № 209-ФЗ приняты также без дополнительного финансового обеспечения.

Кроме того, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Судебному департаменту, исполняется поручение Президента РФ о введении обязательной видеозаписи хода судебных заседаний и необходимости оснащения залов судебных заседаний соответствующими техническими средствами, а также обеспечении внедрения элементов электронного судопроизводства, обусловленного изменением процессуального законодательства.

Приоритетным направлением работы Судебного департамента по материально-техническому обеспечению в 2017 году, как и в предыдущие годы, являлось повышение уровня обеспеченности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, включая суды Республики Крым и города федерального значения Севастополя, материально-техническими средствами, а также плановое обновление основных средств.

Несмотря на сложности в финансировании мероприятий материально-технического обеспечения, в 2017 году удалось сохранить уровень обеспеченности федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов материально-техническими средствами, необходимый для отправления правосудия.

Решение каких основных задач в сфере информатизации деятельности судов общей юрисдикции России в целом намечено на 2018 – 2019 годы? Какие основные механизмы Вы рассматриваете как перспективные и приоритетные для решения этих задач?

Намечена реализация и развитие следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:

  • подача документов в суд в электронном виде;
  • дистанционное отслеживание этапов рассмотрения дела;
  • автоматическое уведомление участников судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения судебного дела;
  • ознакомление с материалами дела в электронном виде;
  • применение юридически значимого электронного судебного документооборота, в том числе:
  • видео-, аудиофиксация хода судебного заседания;
  • развитие системы информационного взаимодействия ВС РФ, федеральных судов (федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов), мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в электронном (цифровом) виде;
  • развитие межведомственного электронного взаимодействия, в том числе со следственными, правоохранительными и иными государственными органами.

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, о международно-правовом сотрудничестве Судебного Департамента? В каких основных направлениях сегодня идет развитие связей с международными и иностранными организациями? Есть ли какие-то иностранные полезные «фишки», которые хотелось бы перенять и внедрить в нашей системе?

Международно-правовую деятельность Судебного департамента условно можно разделить на две составные части:

  • поддержание и развитие связей с крупнейшими международными организациями, занимающимися проблемами правосудия;
  • поддержание и развитие связей с органами судебной власти зарубежных стран.

Сотрудничество с международными организациями (ООН, Европейский Суд по правам человека, Совет Европы, Группа государств по борьбе с коррупцией, Суд Европейского союза и другие) направлено на обеспечение российских судей и работников судебной системы доступом к изучению актуальных практик и тенденций в развитии права, а также к участию в их разработке.

Вторая часть включает в себя обмен опытом и изучение лучших практик иностранных органов судебной власти посредством взаимных визитов делегаций судей и работников судебной системы. В последние годы объектом пристального внимания стали успехи, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются другие страны при создании единой системы электронного правосудия, а также связанные с этим положительные результаты по облегчению доступа населения к правосудию, снижению нагрузки на судей, работе со средствами массовой информации.

За последние два года с целью изучения положительного опыта в сфере информатизации и создания систем электронного правосудия осуществлены служебные командировки судей и работников Судебного департамента в Федеративную Республику Бразилия, Португальскую Республику, Республику Беларусь. Последние достижения в данной области также стали одним из приоритетных направлений обмена опытом с судами различного уровня Китайской Народной Республики.

Как решается комплексная проблема независимости, незаинтерсованности и непредубежденности присяжного, участвующего в процессе, например, в связи с современным образом жизни, вовлеченностью в социальные медиа, доступностью непроверенной информации, в том числе о сведениях, относящихся к признанным судом ненадлежащими доказательствами? Нужна ли, на Ваш взгляд, «информационная изоляция» присяжного на весь период участия в процессе?

Согласно ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации«, Законом Российской Федерации от 26 июля 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации«, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов«.

Однако предусмотренные законодательством гарантии независимости и неприкосновенности не предполагают абсолютную «информационную изоляцию» присяжного заседателя. Доступ присяжного заседателя к информационным ресурсам, новостным лентам и иным источникам информации законом в настоящее время не ограничивается.

Согласно ст. 341 Уголовно-процессуального кодекса РФ во время вынесения коллегией присяжных заседателей вердикта присутствие в совещательной комнате иных лиц не допускается.

Вместе с тем, современные средства коммуникации и связи могут способствовать оказанию воздействия (давления) на присяжного заседателя со стороны посторонних лиц. При таких обстоятельствах вопрос об «информационной изоляции» присяжного заседателя становится актуальным, однако требует тщательного обсуждения и проработки.

Уважаемый Александр Владимирович! Расскажите, пожалуйста, какие работы уже выполнены, и что запланировано на ближайшую перспективу в системе судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы»?

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» продолжаются поставки комплексов видеоконференцсвязи (ВКС), аудиовидеофиксации, допроса свидетелей и прочее.

В 2017 году поставлены и введены в действие 116 комплектов ВКС для областных и равных им судов; 387 комплектов ВКС для районных (городских) и равных им судов; 50 комплектов ВКС для учреждений ФСИН; 20 комплектов ВКС для залов судебных заседаний федеральных арбитражных судов; 645 персональных комплектов ВКС для кабинетов судей федеральных арбитражных судов; 200 программно-аппаратных комплексов системы аудиовидеозаписи, протоколирования и онлайн-трансляции судебных заседаний в федеральные арбитражные суды; 667 комплектов стационарных модулей аудиовидеофиксации; 150 комплектов обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса.

Кроме этого, выдано около 50 тысяч сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи судьям и работникам аппарата федеральных судов.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» осуществляется строительство, реконструкция, приобретение зданий для федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента.

В перечень строек и объектов федеральной целевой программы включено 146 объектов, в том числе 122 объекта для федеральных судов общей юрисдикции и 24 объекта для федеральных арбитражных судов с объемом финансирования более 59 млрд руб.

За период с 2013 по 2016 год построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 25 зданий, приобретен 21 объект.

В 2017 году в перечень строек и объектов федеральной целевой программы включено 84 объекта, в том числе 75 объектов для федеральных судов общей юрисдикции и 9 объектов для федеральных арбитражных судов.

Во исполнение перечня поручений Президента РФ по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 г. № Пр-1659 в приоритетном порядке осуществляется финансирование объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых к началу строительства в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

По итогам 2017 года планируется ввести в эксплуатацию строительством (реконструкцией) 6 объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и приобрести здание для размещения Арбитражного суда Поволжского округа.

За период с 2018 по 2020 год планируется выполнить оставшиеся мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой, и достигнуть запланированные значения целевых показателей.

Александр Владимирович, какими Вы видите общие тенденции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в ближайшее время?

В ближайшее время для развития ГАС «Правосудие» необходимо закрепление в законодательстве правовых норм, определяющих электронное правосудие наряду с обычным правосудием, а также правовые последствия электронного правосудия.

К основным направлениям развития ГАС «Правосудие» можно отнести вопросы создания как информационной основы (классификаторов, справочников, словарей) электронного правосудия всех судов, так и создания рабочей среды для совершенствования сервисов электронного правосудия, включая вопросы непрерывного развертывания программного обеспечения в продуктивной среде.

За последний период времени интернет-портал ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) был существенно усовершенствован и претерпел множество изменений. Скажите, что еще изменится в работе интернет-портала в ближайшее время?

Из наиболее значимых новаций в ближайшее время на официальных сайтах судов общей юрисдикции Интернет-портала ГАС «Правосудие» будет обеспечено создание и размещение раздела «Интернет-трансляция судебных заседаний» в рамках исполнения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«.

Проводится ли работа по обеспечению судей служебным оружием? Как данный вопрос регламентирован на законодательном уровне?

Работа по обеспечению судей служебным оружием проводится органами внутренних дел Российской Федерации на основании Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 15-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 15-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям«.

Cудья, желающий получить оружие, может обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника органа внутренних дел по месту нахождения суда с представлением документов, удостоверяющих его личность, должностное положение и место жительства, а также медицинское заключение об отсутствии у него противопоказаний к владению оружием по форме, установленной Минздравом России.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимается начальником органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом № 15-ФЗ. Вместе с тем обеспечение судей служебным оружием в компетенцию Судебного департамента не входит


Бесплатный доступ на 3 дня!

Подберем Вам индивидуальный комплект под Ваши потребности в информации!
Купить Систему Гарант

по вопросам приобретения

8 (383) 284 30 80
8 (913) 901 94 02

или заполните форму

×